Маркировка статей рейтингов для PR (на VC.ru)
(мы пишем их, выделяя наших клиентов среди их конкурентов = нативная реклама + топ в Яндексе и Гугл, работает годами разовыми вложениями!)
- Нужно ли маркировать?
- Почему? (юридическое обоснование)
- И что именно подлежит маркировке?
Заказал платную консультацию у разбирающегося юриста.
Пример статьи:
Ответ: маркировка нужна, т.к. такая информация является рекламой.
Обоснование № 1 – закон о рекламе, приказ ФАС России от 14.11.2023 N 821/23 «Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований «Понятие рекламы» | Согласно Приказу, который вносит уточнения в понятие рекламы, для признания информации рекламой необходимо ее соответствие признакам рекламы, перечисленным в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», а именно: реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.Вместе с тем согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» настоящий закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой. |
Обоснование № 2 Письмо ФАС России от 27 апреля 2023 г. N 08/32849/23 ОБ ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» | По мнению специалистов ФАС России, информация о компании, ее товарах (работах/услугах), распространяемая на сторонних ресурсах (в том числе с использованием гиперссылки), может расцениваться как реклама, если указанная информация формирует интерес к деятельности компании, реализуемым товарам и оказываемым услугам. |
Таким образом, для рассмотрения вопроса, является ли информация рекламой и, соответственно, нужна ли маркировка необходимо установить:
- в каком стиле излагается информация
- если ли выделение какого-либо товара перед другим
- присутствует ли побуждение пользователя приобрести товар
В рассматриваемом случае начало статьи можно отнести к не рекламной информации. В статье излагаются различные виды пластиковых окон, различные материалы, конструкции и тд. На сайте не выделяется какой-либо товар или производитель перед другими.
А вот та часть, которая начинается со слов «Рейтинг оконных компаний в Москве» уже является рекламой:
- Одни товары явно выделяются перед другими. Здесь речь идет не просто об информировании посетителей сайта об ассортименте товаров и их свойствах. О товаре дается избыточная и положительно эмоционально окрашенная информация, автор обзора явно призывает приобрести товар именно данных производителей. Информация, которая выгодно описывает свойства товара признается рекламой.
- Есть гиперссылки, которые ведут на страницу производителей, в том числе производителей того товара, который автор статьи поставил на первые места рейтинга. Вообще ссылки не запрещены, но они будут учитываться (в совокупности с остальными признаками).
- Кроме гиперссылок указаны цены на выбранные товары, ссылки на формы заказа и соц.сети поставщиков. Это те и выделяющие факторы, на которые может обратить внимание регулирующие органы.
- Не запрещены подобные обзоры для тематических блогеров, которые размещают рейтинги на своей странице и их блог в принципе состоит из таких обзоров. Но для Вас этот признак не подходит.
Соответственно, все признаки рекламы, которые перечисляет закон, присутствуют. В этом случае маркировка безусловно необходима.
-=-
В случае, если информация будет признана рекламой, то ФАС будет устанавливать, кто является рекламодателем и выяснять все обстоятельства Есть разъяснение Роскомнадзора, опубликованное на официальном сайте по адресу https://fas.gov.ru/pages/otvety_po_reklame. Был задан вопрос — Будет ли считаться рекламой информация, размещенная на безвозмездной основе? Ответ ФАС — К признакам рекламы не относится факт получения вознаграждения за ее размещение. Антимонопольными органами оценивается содержание размещаемой информации. Если информация содержит объект рекламирования, адресована неопределенному кругу лиц, имеет целью формирование и поддержание интереса к конкретному товару, то такая информация будет признана рекламой. Поэтому даже в случае отсутствия договора о размещении рекламы и сотрудничества по ее размещению такая информация может быть признана рекламой. Конкретных кейсов и разъяснений по рейтингам РКН пока не публиковал.
Чтобы избежать рисков рекомендую избегать гиперссылки на сайты производителей и излишне побудительного текста. То есть сократить признаки рекламы.